Когда появилась систмема мультилифт
Мультилифт - гусеничная или колесная платформа, оснащенная консольным или стреловым краном с гидравлическим приводом.
Семантический перевод термина: «система, которая может поднять многое».
Родословная мультилифта
Попытки создать универсальную инженерную машину предпринимались еще в 19 веке. Локомобили, внедренные французами, а затем англичанами, в русской армии приобрели дополнительную функцию: один из дюжины паровых артиллерийских тягачей, участвовавших в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., был оборудован краном. Локомобиль использовался на самых «горячих» перебросках артиллерии по железной дороге.
На вопрос, когда появилась систмема мультилифт, можно отвечать определенно: 1877 год, Россия.
Понадобилось две Мировых Войны и долгий период войны холодной, чтобы универсальная грузоподъемно-транспортировочная техника вошла в обиход.
Одной из первых «ласточек» был гусеничный кран СПК-5: танк Т-34, на котором вместо боевой башни установлена крановая платформа, а над моторным отсеком предусмотрена грузовая площадка.
Затем, в 1969 году появилась первая по-настоящему универсальная машина-манипулятор: ИМР-1: танк Т-54, оснащенный трехпозиционным бульдозерным отвалом и стрелой, на которую монтируется грейферный захват, крюк.
В 1980 году на вооружение поступает машина ИМР-2, в которой появилась противорадиационная защита и в 1,5 раза увеличена мощность двигателя.
Эти машины стали настоящими «рабочими лошадками» при ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986 году.
Мультилифт «на дембеле»
Компоновочная схема военной техники рано или поздно находит применение в гражданской сфере. Так и система «мультилифт», совмещающая достоинства грузоподъемной техники и транспортера, сейчас применяется в самых разных областях.
Основа для гражданских «мультилифтов» - грузовые автомобили с платформенной (реже - бортовой) компоновкой. Гидравлическая краново-манипуляторная система позволяет штабелировать груз на грузовой платформе, производить разнообразные работы по разборке завалов, точечному размещению тяжелого оборудования в пределах вылета стрелы, демонтажу бетонных и стальных конструкций.
Системы «мультилифт» все чаще применяются коммунальными службами, работают в системе городского и дорожного хозяйства, обслуживают взлетно-посадочные полосы, производят такелажные работы в портах.
Самодостаточные комплексы на колесной и гусеничной платформах активно используются при освоении необжитых территорий. Караван из 5-6 «мультилифтов» может содержать дизель-электростанцию, жилые модули, буровую установку или геологическую лабораторию. И такой передвижной «поселок» может обосноваться на любом месте без дополнительного оборудования.